Музей-квартира А.М. Горького

Холл

Незадолго до начала работы над особняком Рябушинского Шехтель побывал в Париже и познакомился с работами французского архитектора Франсуа-Ксавье Шелкопфа. Шелкопф был основателем пластического направления модерна. В природе не бывает прямых линий, все линии плавные, закругленые, текучие - такова основная идея пластического модерна. Эту мысль Шехтель использовал в оформлении дома Рябушинского. За основу он взял морскую тему. В холле архитектор создал иллюзию подводного мира: знаменитая «тающая» парадная лестница холла из эстонского вазалемского мрамора в форме волны, люстра-медуза, стены зеленоватого цвета, ручки дверей в виде морских коньков. Через витражи в окнах второго этажа проникает приглушенный свет и тоже создает ощущение водной стихии.

Морские и растительные мотивы сохраняются и в остальных комнатах особняка на Малой Никитской.

На втором этаже интересны фигуры на капители мраморной колонны. Лилии, символизирующие чистоту и саламандры, изображающие зло, говорят о бесконечной борьбе двух начал.