Музей-квартира А.М. Горького

А.М. Горький и особняк на М. Никитской, 6

В доме на Малой Никитской А.М. Горький провел последние 5 лет жизни — самое продолжительное время пребывания в Москве (с 14 мая 1931 г. до 27 мая 1936 г.).

Здание примечательно как памятник архитектуры стиля модерн начала ХХ в., выдающееся произведение академика архитектуры Федора Осиповича Шехтеля. Оно построено в 1900–1902 гг. по заказу промышленника, банкира и мецената Степана Павловича Рябушинского. В обработке интерьеров участвовал будущий академик архитектуры И.А. Фомин. Витражи и мозаика фасадов выполнены мастерской В.М. Виноградова. 

После революции здесь размещались различные учреждения, такие как Госиздат, Психоаналитический институт и его лаборатория, детский сад, ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей). 

В 1931 г. дом был предоставлен писателю, возвратившемуся на родину из Италии. 

Степан Павлович Рябушинский – первый владелец особняка на М. Никитской.

Личность первого владельца особняка на М. Никитской Степана Павловича Рябушинского (1874–1942) весьма показательна и для понимания одной из примет рубежной эпохи: новой, передовой, буржуазии и для осознания специфики дома ученого, миллионера, старообрядца. 

Архитектор Ф.О. Шехтель

Блестящий архитектор серебряного века Федор Осипович Шехтель (1859 - 1926) много строил в Москве. 

В обширном наследии зодчего особняк на Малой Никитской, пожалуй, самое известное и совершенное творение. Создавая художественный облик дома, Федор Осипович созидал особый мир. Используя распространенные символы и знаки, некую сумму художественных стилевых примет, он стремился научить людей языку модерна. Так, в жизнь человека постепенно входила орнаментальная азбука: подсолнух — солнце; орхидея, лилия — трагедия, гибель; дерево — рай; роза и нарцисс — чистая красота; маки — сон, дождь — просветление и т.д. У Шехтеля орнамент, помимо чисто декоративной функции, создавал необходимое настроение, определяя внутренний музыкальный ритм всего строения.