Музей-квартира А.М. Горького

Живописная коллекция А.М. Горького

В главной для любого писателя комнате – кабинете, где Горький проводил много времени, напротив письменного стола над диваном висит копия с картины Леонардо да Винчи «Мадонна Лита» кисти Александра Дмитриевича Корина. Это произведение выполнено в 1929 году на специально заказанной эрмитажному мастеру доске красного дерева с врезными планками на обороте (для защиты от температурных и влажностных колебаний). Чтобы повторить существующие на оригинале осыпи, художник использовал лучшие английские краски.

Страстный поклонник итальянского Возрождения, Горький не мог остаться равнодушным, увидев эту работу в мастерской братьев Кориных. Писатель пригласил талантливых художников к себе в Италию, где братья провели много времени, изучая старых мастеров. Там Павел Дмитриевич Корин написал «Панораму Сорренто», пейзаж с Везувием – вид, открывавшийся из окон кабинета Горького в его последнем итальянском жилище. Художник работал жидким маслом на пяти склеенных альбомных листах бумаги. Этюд был подарен писателю в день его рождения 28 марта 1932 года. Горький проводил долгие часы за письменным столом, и, всякий раз, поднимая голову от рукописи, он имел счастливую возможность остановить взгляд на любимых картинах и вспомнить Италию.

Еще один дорогой сердцу Горького итальянский пейзаж находится в спальне – самой тихой комнате дома с окнами во двор. В углу, над креслом – вид прибрежных скал около виллы Иль Сорито. Автор акварели – Николай Александрович Бенуа – в 1924 году гостил у Горького в Сорренто, часто гулял вместе с хозяевами по берегу моря и запечатлел этот пейзаж. Горькому картина очень понравилась; вернувшись на родину, он привез ее с собой и повесил в доме на Никитской.

Кроме этой работы в Музее А.М.Горького хранится шуточная акварельная зарисовка Николая Бенуа – «Горький с родными и близкими у костра в Сорренто». Художник вспоминал: Иной раз Алексей Максимович звал нас всех после заката солнца на каменистый берег, что расстилался в глубине сада, опускавшегося террасами к морю. Там он разводил огромный костер из пахучих сухих ветвей кедров и олеандров и рассаживал нас вокруг. Вооружившись длиннющим шестом, от времени до времени он разжигал им замиравшее пламя и подымал вихрь искр, устремлявшихся к черному звездному небу, явно испытывая удовольствие от созерцания этого первобытного фейерверка.

На втором этаже особняка в экспозиции, посвященной последним годам жизни писателя, представлены ценнейшие предметы художественной коллекции музея. Всеобщее внимание неизменно привлекает знаменитый портрет М. Горького кисти Б.Д.Григорьева. Художник создал свое произведение в 1926 году в Сорренто, где много общался с писателем. Горький вызывал у него искреннее восхищение.

Необычным и весьма ценным для художественной коллекции стало полотно датского художника Виктора Хааген-Мюллера, который очень дорожил этой работой. Портрет много экспонировался на различных выставках.

В музейной коллекции находятся и другие выполненные в Италии натурные портреты Горького. На Капри его писали А. Мориани, Е.И. Вашков, И.Е. Дмитриев-Челябинский, О. Бегас, Ф.И. Шаляпин, В.Д. Фалилеев. С Италией связана значительная часть художественного хранения Музея А.М. Горького, что объясняется особым отношением Горького к этой стране. Венеция кисти К.И. Горбатова (1912) и А.И. Кравченко (1925–1926); Неаполь в акварелях Н.П. Ульянова (1912); Рим в работах Д. Джиганте (1850), Ульянова (1912) и Кравченко (1928); Сиена и Сан Джиминьяно в рисунках Кравченко (1925); а так же многое другое – картины неизвестных художников и произведения, созданные после смерти Горького.

Интересна та часть коллекции, которая рассказывает о жизни Горького в Италии. Художники, гостившие у писателя, старались запечатлеть всё увиденное.

На работах, созданных в 1911–13 годах на Капри Г.М. Бобровским, В.Д. Фалилеевым, А.А. Чумаковым, Н.А. Праховым, С.Н. Зенковым, А.А. Маневичем мы видим Везувий, Piccola Marina и Марина Гранде, Фаральони, улочки, барки и лодки. Творчество этих художников позволяет нам сегодня обрести утраченное: например, увидеть не сохранившуюся виллу «Сеттани» (Блезуса) и перестроенную виллу «Спинола» (Э.А. Беринга). Франческо Спадаро – потомственный каприйский рыбак, говоривший о себе и о Горьком: Мы, два каприйца, известные всему миру…, изображен на полотне неизвестного художника. На картине, украшающей фонды Музея А.М. Горького, он в белой блузе и красном берете, с трубкой во рту, внизу – надпись «Capri» и неразборчиво фамилия автора.

Так же широко отражен и соррентийский период. Живописные окрестности Сорренто, улицы и рыбацкие поселки, залив, Везувий и, конечно, знаменитая вилла «Иль Сорито», ее сад и двор, – всё это запечатлели И.Н. Ракицкий, В.М. Ходасевич, Ф.С. Богородский, А.Д. Корин и др.